Статья 31.

Эта статья о том, что распространяется на дополнительные требования к участникам закупки. В этой статье вы узнаете, что к участникам могут предъявляться такие требования, как наличие денежных средств, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения будущих контрактов, наличие деловой репутации и опыта работы, соответствующих предмету контракта, а также необходимое количество специалистов и других работников. определенный.

Особенности

Закупочная деятельность, базирующаяся на нормах Федерального закона № 44 от 2022-07-27 г., в процессе своего развития столкнулась с ситуацией, когда в ходе закупок товаров, работ, услуг с повышенной технической и технологической сложностью, с высокими инновационным и высокотехнологичным уровнями или обладающими специализированным характером квалификация поставщиков, подрядчиков, исполнителей зачастую на отвечает выдвигаемым подобными объектами закупок требованиям.

С целью ликвидации этой диспропорции и для обеспечения высокоэффективной закупочной деятельности в сфере удовлетворения государственных и муниципальных потребностей было издано Постановление правительства № 99 от 2022-07-27 г.

В документе в адрес участников госзакупок выдвигаются дополнительные требования касательно их квалификационных достоинств, которые должны быть подтверждены документально.

Пункт 1 и приложение 1

В п. 1 ПП № 99 устанавливаются участники госзакупок, которые обязаны соответствовать дополнительным требованиям.

Это должны быть поставщики, подрядчики, исполнители, которые в процессе закупок специфических видов товаров, работ, услуг используют:

  • конкурсы с ограниченным участием;
  • двухэтапные конкурсы;
  • закрытые конкурсы с ограниченным участием;
  • закрытые двухэтапные конкурсы;
  • аукционы.

Квалификация закупочных участников должна удостоверяться документально, исходя из требований, изложенных в приложении № 1 описываемого правительственного постановления. В приложении приведён список закупочных объектов, выдвигающих доптребования к участникам закупок.

Этот список состоит из следующих позиций:

  1. Осуществления работ, сохраняющих объекты культурного наследия народов РФ, в процессе чего оказывается воздействие на конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта, а также в случаях, когда объекты остаются в неприкосновенности. Сюда же входят реставрационные работы, ориентированные на музейные коллекции и предметы, которые включены в каталог Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, наиболее значимых документов, пребывающих в фондах библиотек. В данную позицию также включены работы и оказание услуг, связанные с потребностью допуска участников торгов к базам учёта данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам, обеспечивающим безопасность и сохранность музейных экспонатов, архивных документов и фондов библиотек.
  2. Осуществления работ, связанных со по строительством, реконструкцией, капремонтом, сносом объектов капстроительства, за исключением линейных объектов при НМЦК (цене лота) более 10 млн. руб. Сюда же относится производство работ, связанных со строительством, реконструкцией, капремонтом, сносом линейного объекта при НМЦК (цене лота) более 10 млн. руб., осуществление работ в отношении строительства некапитальных строений, сооружений строений, благоустройства территорий при НМЦК (цене лота) более 10 млн. руб., а также производство ремонтных работ на автодорогах, работ по их содержанию при НМЦК (цене лота) свыше 10 млн. руб.
  3. Транспортные услуги, завязанные на осуществление морских и речных перевозок военного назначения.
  4. Транспортные услуги (выполнение работ), направленные на техобслуживание, ремонтный монтаж и обновление железнодорожного подвижного состава, который находится в оперативном управлении ВС РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций.
  5. Услуги, оказываемые при организованной автобусной перевозке детских групп.
  6. Производство закупки по гособоронзаказу, связанной с созданием, модернизацией, поставками, ремонтом, сервисным обслуживанием и утилизацией вооружения, военной и специальной техники. Сюда входят поставки по гособоронзаказу товаров из групп 2022-07-27, 14, 15, 16,17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 42, 49, 50, 58, 62, 63, 66, 69, 70, 76, 81, 84 по Единому кодификатору предметов снабжения ( ЕК 001-2023 ), когда НМЦК свыше 50 млн. руб.
  7. Услуги, оказываемые в сфере оздоровления детей и их отдыха.
  8. Осуществление работ, связанных с техобслуживанием медтехники, снабжённой кодами 26.60.11,26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ( ОКПД2 ) ОК 034-2023. При этом НМЦК должна быть выше 10 млн. руб.
  9. Услуги, направленные на обеспечение охраны в научных и образовательных учреждениях.

Практически в адрес всех участников подобных закупок выдвигаются доптребования в виде обладания соответствующим профильным опытом при исполнении 1 контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ на протяжении последних 3 лет до подачи заявки на участие в закупке.

При этом в разных позициях оговаривается цена исполненных контрактов, выраженная в процентах от НМЦК.

В виде удостоверения имеющегося опыта необходимо предъявление:

  • дубликата исполненного контракта;
  • дубликата акта выполненных работ, который содержит необходимые сведения, требуемые ч. 2 ст. 9 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
  • подписи на означенном документе, осуществлённую не ранее 3 лет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • иных профильных документов, связанных со спецификой тех или иных закупочных действий.

Кроме того, при госзакупках в интересах гособоронзаказа требуется, чтобы у руководящего состава участников закупок отсутствовала судимость за преступления по статьям 201.1, 238, 285, 295.4 и 286 УК РФ.

Также отдельные требования предъявляются при организации автобусных перевозок детей. В данном случае необходимо присутствие у участников закупок на законном основании автобусов со сроком эксплуатации не более 10 лет и с наличием в них тахографов и спутниковой навигационной аппаратуры ГЛОНАСС.

Какие единые требования предусмотрены к участникам закупки?

Единые требования к участникам закупки 223-ФЗ регистрация в качестве как юридического лица или ИП, наличие лицензий, свидетельств (в зависимости от объекта тендера), непроведение процедуры ликвидации, банкротства, отсутствие приостановки деятельности, отсутствие задолженности по налогам и сборам.

Кто устанавливает дополнительные требования к участникам закупок?

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Кто имеет право установления дополнительных требований к участникам закупки?

Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Как участник обязан подтвердить соответствие единым требованиям?

Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ предъявляют ряд единых требований к участникам закупок. Участники обязаны подтвердить, что соответствуют этим требованиям. Для этого оформляется декларация соответствия участника требованиям закупки. Все сведения, которые включаются в этот документ, должны соответствовать действительности.

Кто устанавливает требования к участникам закупки?

Статья 3 №44-ФЗ определяет, что участник закупки — это любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, или любое юридическое лицо, кроме офшорных компаний.

Какие требования устанавливаются к участникам закупок по 223-ФЗ в обязательном порядке?

В число дополнительных требований к участникам закупки по 223 - ФЗ входят: профессиональная компетентность, квалификация, надежность, наличие опыта и положительной репутации, наличие финансовых ресурсов, отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков, наличие средств для исполнения договора.

Пункт 2 и приложение 2

В своём п. 2 постановление 99 для 44-ФЗ устанавливает случаи, когда в ходе закупок товаров, работ, услуг повышенной технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного уровня или специализированного характера у поставщиков, подрядчиков, исполнителей требуется наличие соответствующего квалификационного уровня.

В приложении № 2 указываются дополнительные требования, выдвигаемые в адрес участников посредством организации конкурсов с ограниченным участием.

Также в данном приложении называются документы, необходимые для подтверждения наличия у участников госзакупок необходимой квалификации.

Здесь же присутствует перечень случаев, о которых шла речь выше, представленные:

  1. Процессом осуществления работ в сфере проектирования, возведения и прекращения эксплуатации объектов, использующих атомную энергию.
  2. Производством работ, требующих взаимодействия с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами во время их применения, переработки, транспортировки, хранения, захоронения и утилизации.
  3. Осуществлением работ, ориентированных на конструирование и изготовление оборудования, которое используется на объектах, применяющих атомную энергию.
  4. Производством работ, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, которая принадлежит к ядерному оружейному комплексу.
  5. Осуществлением работ, ориентированных на возведение, реконструкцию, капремонт, снос наиболее опасных, технически проблемных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, которые включены в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при НМЦК свыше 100 млн. руб.
  6. Услугами общепита, поставкой пищевых продуктов, которые закупаются для организаций, занимающихся образовательной деятельностью, медицинских учреждений, учреждений социального обслуживания, организаций, занимающихся отдыхом детей и их оздоровлением, при НМЦК (цене лота) свыше 500000 руб.
  7. Производством работ в целях установления кадастровой стоимости в процессе осуществления государственной кадастровой оценки.
  8. Проведением публичного технологического и стоимостного аудита крупных инвестпроектов с госучастием касательно объектов капстроительства, финансирование строительства, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается проводить целиком или по частям с использованием федерального бюджета посредством применения механизма федеральной адресной инвестпрограммы или за счёт бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

В качестве дополнительных требований при работах, связанных с объектами использования ядерной энергии, а также со строительными работами от участников закупок требуется присутствие соответствующего опыта исполнения контрактов, предусматривающих производство работ по обращению с ядерными материалами или работ в строительной отрасли на протяжении последних 3 лет до момента подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Одновременно предусматривается, что общая цена уже исполненных контрактов обязана достигать минимум 20% от НМЦК (цены лота).

Также в большинстве случаев требуется наличие пребывающих на правах собственности недвижимого имущества, оборудования, техсредств, которые гарантируют корректное исполнение контракта. В качестве подтверждения необходимой квалификации требуются дубликаты исполненного контракта и акта выполненных работ.

В случае производства работ, ориентированных на оценку кадастровой стоимости в процессе осуществления государственной кадастровой оценки, участникам закупок предъявляются доптребования, связанные с наличием в их штате минимум 12 оценщиков. Не менее 5 из них должны быть составе саморегулируемой организации оценщиков на протяжении 5 лет, которые предшествуют моменту подачи заявки на участие в закупочных действиях.

При осуществлении работ, связанных с аудитом, требуется минимум семилетний опыт профильной деятельности с участием в не менее чем в 5 инвестпроектах со стоимостью 1,5 и более млрд. руб.

Пункт 3

В п. 3 постановления 99, выдвигающем дополнительные требования по 44-ФЗ, приведён список утративших силу нормативных документов, представленных:

Усложнение закупочных процессов, сопряжённое с повышенной технической и технологической сложностью, с высокими инновационным и высокотехнологичным уровнями или имеющими специализированный характер у товаров, работ, услуг предполагает и продвинутый характер квалификации, имеющейся у участников закупок. Выдвигаемые при этом повышенные требования имеют своей целью сделать закупочный процесс максимально эффективным.

Требования по 223-ФЗ

В торгах по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц № 223 вправе участвовать физические, юридические лица или объединение таких лиц. Организатор покупки, заказчик или его работники не принимают участия в собственных закупках. Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, необходимо ли заказчикам по 223-ФЗ в положении о закупке указывать требования к участникам закупки: обязательные уточняющие требования к поставщику законом не предусмотрены, поэтому заказчики самостоятельно определяют необходимые и достаточные условия для потенциальных поставщиков.

Каждый тендер проводится с конкретным набором запросов к исполнителю. Состав требований зависит от предмета закупки, отраслевой специфики, особых технических характеристик и потребительских свойств приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ).

Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц уточняет, в каком документе заказчики по 223-ФЗ определяют требования к участникам закупок: все действия заказчик прописывает и утверждает в Положении о закупке (ч. 6, п. 4 ч. 10 ст. 3). Все запросы необходимо составлять в соответствии с Положением и включать их в документы закупки и извещение. Если заказчик предъявит условие, которое не указал в закупочных документах, то поставщик сможет пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу.

При разработке условий надлежит соблюдать нормативы ФАС и принципы Федерального закона № 223:

  1. Требования к потенциальным поставщикам полностью обоснованы, предъявляются ко всем участникам, соответствуют предмету закупки. Особые условия не создают преимуществ и незаконных ограничений конкуренции. Завышение требований не допускается, исключение — специфические потребности заказчика (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07-3271/2023 от 2022-07-27).
  2. Все условия отвечают принципу изменяемости. Они конкретизированы и понятны для каждого потенциального поставщика и подтверждаются определенными документами.
  3. Для групповых участников предъявляются совокупные условия, а не отдельные запросы для каждого лица. Несоблюдение этого правила является противоречием принципам закона № 223 и грозит штрафными санкциями (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-25552/2023 от 2022-07-27).

По 223-ФЗ установление требований к участникам закупки — это обязательство заказчика. Госкомпании вправе разрабатывать и утверждать список единых условий и предъявлять их к поставщикам при проведении конкурентных процедур (способ и предмет покупки значения не имеют). В случае специфических торгов допускается включение дополнительных и квалификационных условий для потенциальных поставщиков.

Мы собрали в таблице все требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Разъяснения

Примеры

Основные

Их надлежит включать при проведении каждой закупки. Вносятся в документацию и извещение для подтверждения надежности будущего контрагента.

  1. При подготовке документации при осуществлении закупки по 223-ФЗ заказчик обязан установить требование об отсутствии ограничений на деятельность лица (участник не является банкротом, не находится в процессе ликвидации). Подтверждение заполняется в самой форме заявки на участие.
  2. Отсутствие задолженности по налогам и обязательным платежам. Подтверждение подается в форме декларации.
  3. Отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (в реестрах и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ). Подтверждать нет необходимости, заказчики самостоятельно проводят проверку в открытых реестрах.
  4. Соответствие законодательным нормативам. Речь идет о специальных положениях и законах с целью выполнения особых заказов (лицензирование, аккредитация, свидетельство СРО). Задача заказчика — строго обозначить перечень подтвердительных документов.
  5. Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства. Возможно для закупок у МСП. Подтверждение — членство в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дополнительные

Устанавливаются только при наличии такой нормы в Положении заказчика. Не вправе противоречить принципам закона № 223 (ч. 1 ст. 3).

Условия направлены на уточнение конкретных сведений об участнике. Не являются избыточными, завышенными и ограничивающими конкуренцию.

Квалификационные

Подтверждают определенную квалификацию или принадлежность потенциального поставщика. Все условия соразмерны предмету торгов. Составляйте корректные формулировки. Такие запросы позволяют участникам оценить, смогут ли они выполнить заказ надлежащим образом.

  1. Соответствие участника статусу МСП. Заказчик вправе отклонять заявки участников, не подходящих под это условие.
  2. Опыт выполнения работ или оказания услуг. Устанавливается, если заказчику необходимы только опытные исполнители, а отсутствие необходимого опыта отрицательно повлияет на выполнение работ или оказание услуг.
  3. Наличие конкретных показателей финансово-хозяйственной деятельности участника. Такое условие предъявляется в качестве дополнительной гарантии исполнения договора.

Иные дополнительные

Применяются редко. Такие условия воспринимаются участниками как ограничения и приводят к жалобам в ФАС.

  1. Статус изготовителя или дилера. Подтверждение поставки через дилера. Включается для защиты от подделок.
  2. Удаленность от объектов заказчика. Необходимо в случаях оказания услуг на объекте участника или когда для заказчика имеет значение местоположение потенциального поставщика.

Если устанавливаете особое условие, которое существенно ограничит конкуренцию среди участников, то выведите его из списка условий и включите в критерии оценки заявок (постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-07-27 № Ф05-20582/2023).

Если планируете включить запрет на привлечение субподрядчиков, то не указывайте это в условиях. Лучше включить это положение в договор с победителем — в раздел условий его исполнения.

Предъявление дополнительных требований к участникам закупок с 2023 года: разъяснения Минфина

В 2023 году законодательство о контрактной системе претерпело значительные изменения. В связи с этим Минфин выпустил информационное письмо, разъясняющее отдельные вопросы организации закупочного процесса. В частности, в документе описано, в каких случаях необходимо устанавливать дополнительные требования в 2023 году и от чего зависит необходимость их применения.

Доптребований к участникам станет больше

Предлагается расширить перечень дополнительных требований для участников закупок с офсетными контрактами. Если нововведение примут, компаниям придется подтверждать опыт, объем выручки или объем капвложений — по выбору.

Скачать проект постановления об изменении доптребований по Постановлению 2571