Какие новые правила госзакупок планируются.

Эта статья о том, какое условие можно включить в договор от 2023 года. В этой статье вы узнаете, что в соответствии с ч. 29.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в договор может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании подрядчиком услуг самостоятельно, без привлечения других лиц.

Государственная Дума готовится к рассмотрению правительственного законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС). Она предусматривает создание механизмов контроля за основными этапами жизненного цикла госзаказа – от формирования системы планирования, подготовки календаря закупок, контроля за исполнением до приёмки работ.

Электроника себя не оправдала

Параллельно с депутатами и правительственными чиновниками к работе над ФКС подключились представители крупных компаний с государственным финансированием.

Федеральная контрактная система должна прийти на смену действующему Закону №94-ФЗ о проведении госзакупок, который регулярно перерабатывается с первых дней своего существования. Принятый в 2005 году, он должен был упорядочить систему госзакупок, но вместо этого настолько её забюрократизировал, что многим заказчикам стало выгоднее просто осваивать деньги, а не получать результат от выполненных работ. Экономить бюджетные средства стало невыгодно, неосвоение денег становилось причиной сокращения финансирования госструктуры в следующем году.

Немало нареканий вызывают электронные аукционы. Известны случаи, когда во время проведения торгов происходят «контролируемые» перебои в работе интернет-провайдеров и не все желающие могут принять в них участие. Не всегда удаётся обеспечить защиту информации об участниках торгов, поскольку существуют технические возможности для идентификации заявки каждого претендента.

Безуспешными оказались попытки государства навести порядок с ценообразованием на рынке госуслуг. Часто недобросовестные исполнители выигрывают конкурсы за счёт демпинга цен. Государственный заказчик вынужден заплатить аванс победителю, а потом, понимая, что работы выполнены не будут, через суд пытается разорвать контракт.

Размывание ответственности заказчика – самый существенный недостаток в современных аукционах. Учитывая профессионализм современных программистов, нет никакой проблемы провести недобросовестный аукцион.

«Самый существенный недостаток проведения торгов на электронной площадке – это размывание ответственности заказчика», – считает руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин. На одном из последних «круглых столов» в Государственной Думе по проблеме создания ФКС он заявил: «Учитывая профессионализм современных программистов, нет никакой технической проблемы, чтобы провести аукцион недобросовестно. Тем более если заказчик сам в этом заинтересован. В ФКС эту особенность надо учитывать и на электронные площадки выставлять те товары, которые имеют рыночное хождение. Мы очень эффективно применяем этот механизм, когда покупаем автомобили и дорожную технику».

Нужен двухэтапный конкурс

А вот тендеры по строительству и ремонту дорог размещаться на электронных площадках не должны, хотя 94-ФЗ позволяет организации без опыта работы выходить на конкурс по строительству сложного объекта. Здесь стоит обратиться к зарубежному опыту. В США, например, организации проходят двухэтапный конкурс. Сначала заказчик отбирает подрядчиков, и только потом достойные компании получают приглашение принять участие в конкурсе. Если планируется строительство сложного объекта, то к конкурсу привлекаются только те организации, которые находятся в высшей строчке рейтинга строительных компаний, подготовленного независимым агентством.

«В Росавтодоре мы обсуждали метод конкурентных переговоров и поняли, что это самое ответственное решение. Если заказчик таким способом определяет подрядчика, то будьте уверены, что его проверят все возможные надзорные структуры. Если что-то пойдёт не так, то ему придётся объяснить, почему победила вот эта организация и почему она работает за такие деньги», – рассказал Анатолий Чабунин.

Кто может принимать участие в закупках по 44-ФЗ?

Участвовать в государственных торгах могут все, независимо от организационной формы от даты регистрации организации, аккредитации на электронной торговой площадке, кодов ОКВЭД, системы налогообложения, отсутствия товара в наличии на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов.

Каковы сроки внесения контракта по 44 ФЗ в реестр в 2023 году?

Срок внесения контракта в реестр контрактов по 44 - ФЗ в 2023 году У заказчика есть 5 дней. Срок считается в рабочих днях. Если в контракт внесли правки, в тот же период их нужно отразить в реестре.

В чем разница между 223 и 44-ФЗ?

Основные отличия законов № 44 ‑ФЗ и № 223 ‑ФЗ Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше.

Где посмотреть Положение о закупках организации?

В ЕИС доступны для ознакомления готовые утвержденные шаблоны. Вот инструкция, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика: во вкладке «Планирование» на верхней панели на главной странице в ЕИС.

Какой способ отбора поставщика упразднили с января 2023?

с 2023 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Пока двухэтапный конкурс в рамках ФКС планируется применять для определения исполнителя научных работ. На первом этапе предполагается работа заказчика с потенциальными участниками для уточнения конкурсной документации. На втором этапе будет определяться победитель. Одновременно ужесточается ответственность заказчика за нарушение требований по определению начальных цен контракта и за срывы плана проведения закупок. Процедура проведения двухэтапного конкурса будет определяться подзаконными актами, хотя эксперты полагают, что основные положения этой процедуры нужно прописать в законопроекте о ФКС.

Госзаказчики снизят издержки

В законопроекте о ФКС есть и другие недоработки, которые будут обсуждаться при рассмотрении документа в Государственной Думе. Иногда торги выигрывает организация, которая потом перестаёт выполнять условия контракта. Заказчик начинает долгую процедуру расторжения контракта. Порой на это уходит несколько лет, и пока заказчик не проведёт новый конкурс, он не может привлечь новую компанию. ФКС эти особенности не учитывает, и поэтому для таких случаев нужно предусмотреть специальный порядок выбора исполнителя работ.

Другая проблема связана с определением базовой стоимости материалов. В некоторых странах ведётся база данных разрешённых материалов, которые можно использовать в строительстве. В неё заносятся материалы, прошедшие испытания в федеральных лабораториях. Цены учитываются при подведении итогов, и если подрядчик демпингует, то он должен объяснить, за счёт чего он добился такого снижения цен. Эта процедура позволяет отсеять компании, которые пытаются получить подряд за счет необоснованного снижения цен.

В рамках ФКС обсуждается введение системы контрактов жизненного цикла, когда один подрядчик будет выполнять проектирование, изыскание, строительство и эксплуатацию дороги. Такая система позволит повысить качество строительства. Компания с самого начала будет заинтересована в снижении издержек на содержание дороги, иначе потом ей придётся устранять недоработки за свои средства. Но для этого надо хорошо строить.

Автор: Антон Валинский

ФКС является «сырой» или «плохо прожаренной»?

Федеральная контрактная система (ФКС), разрабатываемая в РФ для сферы госзакупок, является пока «сырым» проектом и не улучшит конкуренцию среди поставщиков, заявил на онлайн-конференции в РИА Новости председатель совета директоров ЗАО «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев.

«Мы считаем, что внедряемая Федеральная контрактная система при значимой важности для общества в данный момент является абсолютно сырым и неподготовленным проектом», — сказал он.

Госдума 22 июня рассмотрит в первом чтении правительственный законопроект о ФКС. Документ, подготовленный Минэкономразвития, регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований.

Андреев отметил, что в соответствии с готовящимся законопроектом о ФКС, предполагается сузить перечень товаров, размещаемых исключительно на электронных аукционах, например, вывести из этого списка все строительные аукционы.

«Это приведет к тому, что поставщики, участвующие в данной сфере, особенно при готовящемся уменьшении времени объявления проводимой конкурсной процедуры, станут клубом для своих. Новых участников, представителей малого и среднего бизнеса, мы при этом там, к сожалению, не увидим», — полагает руководитель «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, продолжил он, изменение процедуры финансового обеспечения электронных аукционов и возврата этого обеспечения приведет к росту количества чиновников, а также снизит бизнес-стимул для работы самих электронных площадок.

В настоящее время, напомнил Андреев, в РФ работают пять электронных площадок, это сложные программно-аппаратные комплексы, решившие, или большей частью решившие технологические вопросы, стоящие перед госзаказом, и эти площадки успешно конкурируют друг с другом.

По количеству объявленных аукционов ЗАО «Сбербанк-АСТ» занимает примерно 60% рынка. При этом по сумме объявленных аукционов процент несколько ниже и составляет около 55-57% на настоящий момент, добавил он.

Госзакупочная «репка», или Что еще потерялось в законопроекте о ФКС

Рассказывает председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center — Александр Бойко.

Недавно мне довелось участвовать в одном забавном опросе: «Что для вас госзакупки?» Варианты ответа: деньги, удовольствие… Дальше я не стал читать, приведенные версии не соотносились с моей картиной мира. Впрочем, они вполне соотносятся с мышлением чиновников. Например, недавно комитет по печати Ленобласти превзошел все ожидания. Объявил конкурс на создание страницы правительства области на Facebook за 498,1 тыс. руб. — что здесь скажешь, сплошные удовольствия…

За десять лет работы в секторе B2B-закупок не было прецедентов подобного расточительства. У бизнеса действует мотивация эффективно потратить свои деньги. А в госзаказе? Вопрос нужно решать на законодательном уровне. Полтора года Минэкономразвития и ФАС, как в сказке про репку, тянули-тянули проект ФКС (Федеральной контрактной системы). Счетная палата пыталась высказать соображения по этому поводу — и Минфин. Сейчас очередь Госдумы «рихтовать» закон.

В данном законопроекте меня лично радует, что законодатель не зацикливается только на закупочных процедурах. Ведь любую процедуру при желании можно повернуть в свою пользу. Чтобы не дать заказчику произвольно толковать закон, будет введено понятие библиотеки типовых контрактов. Причем впервые на законодательном уровне регламентируется прогнозирование и планирование госзакупок, будет определен порядок обоснования ключевых параметров планируемых контрактов, чтобы дальше контролировать исполнение этих контрактов и анализировать результаты. Иными словами, будет урегулирован весь цикл госзаказа.

Практика применения изменений 44-ФЗ: обзор выводов ФАС весной 2023 года

Опубликован обзор административной практики по 44-ФЗ за март 2023 года. В частности, документ описывает результаты рассмотрения споров, связанных с применением законодательных изменений, принятых с начала этого года.

Государство сможет законно не доплачивать строителям

— Это давление на исполнителя, теперь они будут нести взятки, чтобы не понижали цену. Элементарное вымогательство, — заявил Левченко.

— Cегодня стоимость контракта определяется по сложным правилам, по определенному регламенту, в зависимости от стоимости материалов, оборудования. При введении новых норм эта цена будет носить лишь рекомендательный характер. Окончательное решение — сколько стоит проект — будет принимать заказчик, — считает Павел Турбанов, заместитель гендиректора ПСК «Трансстрой».

При этом, как отметил эксперт, уменьшится ответственность проектных организаций, которые на этапе проектирования закладывают определенную технологию строительства, ведь их расчетами можно будет пренебречь, сократив цену контракта директивно.