Самые интересные новости для специалиста за год обзор Октябрь.

Эта статья о том, что изменилось в 44 ФЗ с 2023 года. В этой статье вы узнаете, что разрешили не устанавливать защиту До 2022-07-30 клиенты не могут требовать от участников обязательств по безопасности и гарантийным обязательствам. При этом освобождение от обеспечения невозможно, если договором предусмотрена предоплата без казначейского обеспечения (статья 112 44 - ФЗ дополнена частью 64.1).

Законодательство о государственных закупках регулярно меняется и дополняется. В октябре 2023 г. чиновники заговорили о необходимости поменять критерии оценки участников госзакупок и утвердили новые положения в типовых условиях контрактов на строительство и ремонт дорог. Отдельного внимания заслуживают решения, вынесенные Верховным Судом, и разъяснения госорганов.

Уточнили типовые условия контрактов на строительство и ремонт автомобильных дорог

Министерство транспорта выпустило Приказ от 2022-07-30 № 276, которым дополнило перечень типовых условий контрактов на строительство и ремонт автомобильных дорог (утв. Приказом ведомства от 2022-07-30 № 37 ) новым положением. С 7 ноября, когда поправки вступят в силу, заказчикам разрешено, не меняя цену контракта, принимать и оплачивать досрочно выполненные работы.

Единственное условие в этом случае — у организации имеются перераспределенные средства.

Минфин предложил оценивать заявки участников по-новому

Чиновники хотят утвердить новый порядок оценки заявок на участие в закупках и предельные величины значимости каждого критерия оценивания ‎при проведении конкурсов, запроса котировок и аукционов. Соответствующий проект постановления правительства обсуждается на едином портале.

В случае запроса котировок и аукционов предлагается использовать только критерий «цена контракта», а саму оценку проводить путем присвоения каждому участнику порядкового номера. От расчетов баллов по особым формулам Минфин намерен отказаться.

При проведении конкурсов введут минимум 2 критерия оценивания, один из которых, например, опыт. Чтобы подтвердить его наличие, участникам придется предъявить информацию о выполненных ранее договорах — их общую цену и количество. Для оценки разрешат использовать любые контракты, в том числе исполненные с учетом правопреемства (при наличии в заявке подтверждающей документации). Но заказчикам придется сравнивать сопоставимые договоры и приемочные акты, подписанные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока приема заявок.

Для чего нужен 223 ФЗ?

Федеральный закон № 223 регулирует весь механизм проведения закупок отдельными видами юридических лиц. Основные положения закона определяют: Приоритет конкурентных процедур закупки. Возможность заказчика самостоятельно определить способы закупки, но обязательно включить в положение аукцион или конкурс.

Какой федеральный закон содержит в себе основные изменения касающиеся процедуры государственных и муниципальных закупок в 2023 году?

Федеральный закон от 2022-07-30 № 44- ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Какой способ определения поставщика не применяется с 01.01 2023 года?

с 2023 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Одновременно чиновники предлагают ввести особые правила оценивания заявок на участие в закупках отдельных товаров и услуг. К примеру, при проведении конкурса на строительство объекта допустимо устанавливать только такие два критерия, как цена контракта и опыт. При оценке последнего заказчику следует проанализировать те договоры, в которых вид объекта совпадает с указанным в извещении.

Что касается значимости каждого критерия, то их тоже скорректировали для ряда закупок. Например, услуги общепита и доставку продуктов для социально значимых объектов вывели в отдельную позицию. Предельные величины для них установили на уровне: цена контракта — 40%, остальное — качество и квалификация.

Обратите внимание, что новый порядок заменит действующий. По оценке Минфина, он может вступить в силу уже с нового года.

Важная судебная практика по применению контрактного законодательства

Октябрь — месяц, когда ВС РФ успел разобрать сразу несколько крупных и интересных дел. Расскажем, какие выводы делали судьи.

Суть спора и выводы

Номер дела

Заказчик отклонил заявку участника строительной закупки, посчитав, что предоставленная им копия акта приемки завершенных работ не соответствует требованиям: надо предоставить копию акта выполненных работ.

Но контролеры с этим не согласились, и суды их поддержали. Участник предоставил документ со всеми необходимыми реквизитами, а стоимость выполненных работ составила более 20% НМЦК.

Хотя фактически предоставлен иной тип документации, она подтверждает, что работы проведены. Таких специальных оснований, позволяющих не допустить участника к закупке, как несоблюдение формы или порядка составления документов для подтверждения опыта, в НПА нет, потому решение заказчика незаконно.

ВС РФ с этими выводами согласился.

Определение ВС РФ от 2022-07-30 № 308-ЭС21-16257

Победитель закупки обнаружил, что нашел в описании товара ошибку, из-за которой поставка стала бы для него убыточной. По этой причине он отказался подписывать контракт, и его включили в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от выполнения госзаказа.

Компания пыталась оспорить это решение, но суды встали на сторону заказчика и проверяющих. Судьи пояснили: участник имел возможность пожаловаться на положения документации либо направить протокол разногласий, но не сделал этого. В ходе разбирательства участник предъявил записи телефонограмм в качестве доказательств сообщения заказчику о несоответствии характеристик товара. Но, по закону 44-ФЗ, телефонные разговоры не считаются официальным обращением к заказчику, это внутренний документ победителя.

На этих основаниях признание победителя уклонившимся от заключения договора и включение его в РНП все судебные инстанции, в том числе ВС РФ, признали правомерным.

Определение ВС РФ от 2022-07-30 № 306-ЭС21-16992

По условиям контракта на поставку и установку оборудования, заказчик обязался подготовить специальное помещение, соответствующее техническим параметрам в соответствии с эксплуатационной документацией. Поставщик подготовил оборудование, но помещение не подготовили в срок, потому товар пришлось хранить на специальном складе. Расходы на аренду этого склада поставщик потребовал компенсировать.

Но заказчик заявил: технические условия несколько раз менялись, поэтому помещение не подготовили в срок. Поскольку изначально данные были неверными, поставщик сам виноват в возникновении дополнительных затрат.

Но суды решили, что заказчик все же обязан компенсировать расходы на аренду. Они обратили внимание на то, что технические условия кардинально не меняли, а только уточняли некоторые моменты. Помимо этого, стороны договорились о конкретном сроке поставки оборудования, и помещения надо было подготовить к указанной дате. Поскольку поставщик не смог передать товар вовремя, и ему пришлось хранить его на специальном складе, убытки должна понести виновная сторона, в данном случае это заказчик.

Определение ВС РФ от 2022-07-30 № 304-ЭС21-18549

Важные разъяснения госорганов

Минфин оперативно отреагировал на указ президента о нерабочих днях с 30 октября по 7 ноября и выпустил письмо от 2022-07-30 № 24-03-05/86049, где объяснил, что делать, если сроки проведения процедур выпадают на этот период.

По мнению ведомства, заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ надо продлить сроки подачи заявок таким образом, чтобы рабочих дней было столько же, сколько требуется в обычном случае. Операторам электронных площадок рекомендовано перенести сроки подачи окончательных предложений на открытых электронных конкурсах и даты проведения электронных аукционов на рабочие дни.

В некоторых случаях новые сроки не устанавливают:

  • если в документацию строительного аукциона включен проект, торги должны состояться в ранее оговоренный день;
  • в извещении, документации и на электронной площадке сохраняются сроки рассмотрения вторых частей заявок на открытый конкурс или аукцион;
  • рассмотрение и оценку заявок, заключение контракта, внесение информации в реестр договоров допустимо проводить в нерабочие дни либо в ближайший рабочий день.

Минфин отметил, что банки и операторы электронных площадок продолжат работать в обычном режиме, поэтому участники смогут подавать заявки и предоставлять их обеспечение в любой день, включая тот, который выпадает на локдаун.

В октябре появилось и разъяснение Минпромторга о том, как применять правила национального режима при закупках радиоэлектронной продукции. В письме от 2022-07-30 № ПГ-11-9743 ведомство напомнило, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции из иностранных государств не устанавливается, если необходимая заказчику отсутствует в реестре либо не соответствует по функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам. В подтверждение этого Минпромторг обязан выдать разрешение на закупку иностранной радиоэлектронной продукции, но порядка выдачи такого документа нет. В связи с этим чиновники предлагают заказчикам самостоятельно устанавливать ограничения в таких закупках.

Новый 275-ФЗ: все изменения в гособоронзаказе 2023 года

275-ФЗ о гособоронзаказе в новой редакции содержит такие изменения:

  • запрет на деятельность, которая связана с сервисным обслуживанием вооружения и военной техники;
  • освобождение от лицензирования определенных заказчиков.

В 2023 году примут немало законопроектов, которые сильно изменят государственный оборонный заказ.

Обзор важных новостей в закупках за сентябрь 2023 года

Законодательство в сфере государственных заказов меняется и дополняется. В сентябре 2023 г. начали обсуждать дополнительные требования к участникам, а Минпромторг готовит документацию для проведения конкурсов на приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств. Отдельного внимания заслуживают решения Верховного Суда и разъяснения госорганов.