Вниманию представителей бизнес-сообщества!

Надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры области и основан на конструктивном взаимодействии с представителями предпринимательского сообщества, органами власти и контроля.

Прокуроры активно используют предоставленные полномочия по пресечению проведения необоснованных проверочных мероприятий
в отношении хозяйствующих субъектов, защите прав субъектов малого
и среднего бизнеса.

При рассмотрении прокуратурой области проектов ежегодных планов проверок, представляемых контролирующими органами, в обязательном порядке дается оценка соблюдению органами контроля основных принципов защиты прав хозяйствующих субъектов, исключаются необоснованно включенные в планы проверки, в целях снижения административной нагрузки на бизнес органам контроля предлагается проведение совместных проверок. В результате проведенной работы в прошедшем году  контролирующим органам отказано во включении в план 306 (10 %) проверок.

В текущем году в органы прокуратуры области поступило и рассмотрено 107 заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых проверок, из них отказано в согласовании по 39 заявлениям, что составляет 36 %  от числа рассмотренных. В большинстве случаев причиной  отказа послужило отсутствие надлежащих оснований для проверки.

В текущем году в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры выявлено свыше 700 нарушений, допущенных органами государственной власти и местного самоуправления. В целях  их устранения внесено 243 представления, в суд направлено 20 исковых заявлений.  За нарушения прав предпринимателей  по мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 128 должностных лиц. По протестам прокуроров отменено и изменено 38 незаконных правовых актов.

Внимание акцентировано на законности правовых актов в сфере предпринимательской деятельности.  В текущем году прокурором города Калуги Городскому Голове городского округа «Город Калуга» направлена информация  с замечаниями на проект административного регламента, незаконно предусматривающего случаи  предоставления в аренду лесных участков без проведения торгов, что нарушало права хозяйствующих субъектов. Замечания прокурора учтены при издании акта.

По протестам прокуроров приведены в соответствие с требованиями закона административные регламенты органов местного самоуправления по осуществлению контрольных функций,   нарушавшие права предпринимателей.

Одна из наиболее значимых задач прокурорского надзора в рассматриваемой сфере  - соблюдение законов контролирующими органами. Должностными лицами органов контроля  допускались факты организации и проведения проверок без соответствующего распоряжения, превышения сроков проведения проверок, истребования у хозяйствующих субъектов значительного объема документов, не относящихся к предмету проверки, проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план, неразмещения информации о проверках в ФГИС «Единый реестр проверок», проведения проверок в отсутствие уполномоченного лица.

Руководителям контролирующих органов внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению нарушений.

Должностные лица, допустившие грубые нарушения требований законодательства о государственном и муниципальном контроле, по инициативе прокуроров привлечены к административной ответственности по  части 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Акцентировано внимание на  вопросах исполнения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К примеру, в связи с несоблюдением рядом учреждений города Калуги  обязанности по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, прокурором города Калуги руководству указанных учреждений  внесены представления.  Должностные лица учреждений по инициативе прокурора привлечены к административной ответственности по части 11 ст. 7.30 КоАП РФ, им назначены наказания в виде штрафов.  

В связи с неразмещением органами местного самоуправления в нарушение требований ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ информации, необходимой для развития субъектов малого бизнеса (о реализации государственных и муниципальных программ в указанной сфере, об организациях, осуществляющих  поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства,  об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и  др.), прокурорами внесено более 30 представлений, по инициативе прокуроров главы администраций 9 поселений привлечены к административной ответственности по части 2 ст. 13.27 КоАП РФ.

Федеральным законом № 316-ФЗ от 03.06.2016 в КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которым административный штраф субъектам малого или среднего предпринимательства при наличии определенных условий может быть заменен на предупреждение. В связи с несоблюдением органами контроля изменившихся требований закона прокуратурой области опротестовано 6 постановлений о привлечении субъектов малого предпринимательства к административной ответственности в виде штрафов. Незаконные постановления отменены, штрафы заменены на предупреждения.

На постоянной основе проводятся проверки соблюдения законодательства в части, касающейся своевременной оплаты государственными и муниципальными заказчиками поставленных предпринимателями товаров (работ, услуг).  В текущем году благодаря прокурорскому вмешательству погашена задолженность перед хозяйствующими субъектами в общей сумме  100,8 млн. руб.

В связи с нарушением  порядка принятия бюджетных обязательств при заключении муниципальных контрактов в отсутствие денежных средств в местном бюджете, что впоследствии повлекло возникновение задолженности перед хозяйствующими субъектами, по постановлениям прокуроров главы администраций  двух поселений привлечены к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Кроме того, прокуроры ориентированы на применение статьи 7.32.5    КоАП РФ, предусматривающей  ответственность в виде административного  штрафа и дисквалификации  за нарушение должностным лицом  заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг)  при осуществлении закупок  для обеспечения государственных   и муниципальных нужд (введена Федеральным законом  от 26.07.2017  № 189-ФЗ).

В настоящее время продолжается  реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности. Распоряжением Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы.

В целях сокращения давления на бизнес в 2016-2018 годах  освобождены от плановых проверок  субъекты малого предпринимательства («надзорные каникулы»).

Еще одно важное  изменение - применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля  (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) осуществляется органом  контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Критерии отнесения деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ.

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В настоящее время с применением  риск-ориентированного подхода осуществляются государственный пожарный надзор,  санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за исполнением трудового законодательства.

Одним из направлений защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля является открытость и доступность сведений по проверкам.

С 2015 года начал работу Единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Эта информационная система позволяет каждому субъекту предпринимательства получать сведения о предстоящей в отношении него проверке, ее основаниях, форме, сроке, подлежащих проверке обязательных требованиях, должностных лицах, уполномоченных на ее проведение. Там же размещается информация о результатах каждой проверки, выявленных нарушениях, принятых мерах для их пресечения.

В целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам и реализации их права на личное обращение в органы прокуратуры с апреля 2017 года в рабочее время в первый вторник каждого месяца  в прокуратуре области, а также городских, районных и приравненных к ним специализированных прокуратурах проводится Всероссийский день приема предпринимателей. Вместе с тем, анализ работы прокуроров в данной сфере показал,  что большинство нарушений выявляется органами прокуратуры не по обращениям, а в инициативном порядке.

Обеспечение свободы экономической деятельности и создание благоприятных условий для ведения бизнеса невозможно без организации  надлежащего информационного обмена между органами власти, в том числе прокуратурой, и предпринимательским сообществом.

По результатам рассмотрения практики надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей обращается к представителям бизнес - сообщества с просьбой информировать о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности, допущенных органами государственной власти и местного самоуправления.

Вернуться к списку новостей